Краудфандинг — российские площадки и платформы, отзывы, успешные проекты

34,4 млрд долларов – объем рынка краудфандинга.

Слово страшное, даже отпугивающее людей, не сведущих в финансах. Давайте попробует обойтись без непонятных терминов и разберемся, что такое – краудфандинг вообще, и в проекции на российскую аудиторию.

Краудфандинг, Crowdfunding

Итак, у вас есть идея. Вы полны решимости ее реализовать. На это нужно собрать определенную сумму денег. Идти в банк – вряд ли одобрят финансирование странного проекта. В МФО – «задушат» процентами. Вот тут на арену выходит совершенно новый способ получения денег – он называется краудфандинг. Вы выбираете одну из множества платформ Рунета (о них чуть позже), регистрируетесь, подробно описываете цель проекта и объявляете необходимую сумму. Теперь отслеживаете поступление денег, и они непременно будут, ведь в России, Казахстане, Беларуси или в других странах содружества найдется много единомышленников, которые захотят вам помочь. В принципе, это основное.

В итоге, вы собираете столько, сколько требуется, или больше, и ваша идея близка к реальности. К слову говоря, примерно по такому же принципу, используя средства спонсоров, и была построена нью-йоркская статуя свободы. Наверное, стоит еще упомянуть, что родоначальником краудфандинга считают Джеффа Хауи. Впервые способ был опробован в 2006 году, хотя сам механизм народного финансирования разрабатывался и модифицировался веками.

Виды краудфандинга

Принято говорить не о видах, а о моделях краудфандинга. Явление классифицируют по двум критериям:

  • по целям;
  • по типу вознаграждения спонсорам.

Цель может быть любая – от политической (например, на создание партии или проведение предвыборной кампании), до социальной (помощь малоимущим, сиротам), инновационной (сбор средств на производство какого-нибудь нужного лекарственного препарата, технического модуля или на разработки в этом направлении) и т.д.

Второй тип краудфандинга делится на следующие модели:

  • без вознаграждения спонсорам – это и есть безвозмездные пожертвования, или благотворительность;
  • нефинансовое вознаграждение: создание предварительных заказов, приобретение продуктов, оборудования и т.д. По такому принципу, например, функционирует платформа Кикстартер;
  • финансовое вознаграждение – иначе называется краудинвестинг.

Последняя модель также делится на 3 направления:

  • роялти: спонсору направляется определенная доля доходов, получаемых в результате реализации проекта;
  • народные кредиты – от физических, юридических лиц или социальная модель кредитования. Отличаются низкими процентами, более выгодны, чем банковские кредиты;
  • акционерная схема в рамках прямого владения частью проекта, конвертируемого займа или владения через посредника.

Как осуществляется сбор средств

Платформы генерируют денежные средства, направляемые на тот или иной проект, разными способами:

  • либо все, либо ничего: перевод денег создателю проекта осуществляется только в том случае, если собрана заявленная сумма. Если на дату дедлайна на счету не достаточное количество средств, их возвращают спонсорам;
  • оставить все: перевод заявителю производят в любом случае, вне зависимости от достижения цели;
  • подписка: автор указывает реквизиты, а финансирование реализуется в форме «автоплатежей». Такая модель используется при сборе средств на благотворительность;
  • свободная цена: стоимость проекта не назначается его организатором – ее называют доноры (как правило, так финансируется выпуск музыкальных альбомов, книг);
  • вечное финансирование: у модели нет логического конца. Финансирование производится регулярно, меняются лишь цели (оплата предварительных заказов, реклама, привлечение клиентов и т.д.);
  • переломный момент: как только сумма достигает заявленного максимума, ее переводят создателям проекта.

Самые популярные направления краудфандинга

Людей в России и в мире больше интересует продвижение проектов по 8 направлениям:

  • социальная сфера;
  • информационные технологии;
  • мода;
  • кино;
  • музыка;
  • малый бизнес;
  • игры;
  • гаджеты, изобретения.

Самая популярная зарубежная платформа – Кикстартер. Финансирование в системе происходит по модели «все или ничего». Это первая reward-платформа такого плана, где до указанного срока нужно собрать 100% заявленной суммы, в противном случае деньги будут возвращены донорам (бэкерам):

Статистика:

  • 2,150 млрд долларов – собрано за все время существования;
  • 36% проектов успешно развиваются;
  • более 20 млн спонсоров;
  • около 250 – авторы из России.

Другие иностранные платформы – Indigogo (в цене любые проекты, авторы получают средства в любом случае, даже если их недостаточно), Crowdfunder (в основном действует в направлении привлечения инвесторов для продажи акций).

У российских граждан имеется 5 причин для отказа от работы на иностранных платформах:

  • языковой барьер;
  • конкуренция;
  • неактуальность идеи для иностранных инвесторов;
  • отсутствие счета в заграничном банке;
  • необходимость быть резидентом государств, указанных в списке.

Что делать? – Развивать краудфандинг у нас в стране.

Краудфандинг в России

Популярность такого типа финансирования, как краудфандинг, на просторах России не настолько велика, как на Западе и в США. Самые успешные отечественные платформы:

  • Планета.ру: к апрелю 2016 г. объем сборов достиг 400 млн руб. (для сравнения – 4,5 млн руб. в 2012). Реализовано 2 000 проектов. Услугами платформы пользовались известные в России люди и группы – БИ-2, Ляпис Трубецкой, В. Шендерович, А. Троицкий и др. Удостоена премии Рунета в 2014 г.;
  • Boomstarter: 1,6 млн руб. и 180 млн руб. – в 2012-м и 2015-м годах соответственно. Около 100 проектов регистрируется ежедневно. 13 категорий, самые популярные – музыка и видео.

Успешные проекты

Их огромное количество. В качестве примера назовем 3:

Название Платформа Требовалось собрать, руб. Фактически собрали, руб.
Съемки фильма о вещем Олеге Boomstarter 1,3 млн 2,1 млн
Рыба моя (короткометражный фильм о любви, семье, испытаниях) Planeta.ru 583 000 644 000
Петрушка (телеспектакль В. Шендеровича) Planeta.ru 5,8 млн 5,86 млн

Отзывы экспертов о российском краудфандинге сводятся к обозначению причин отставания от зарубежной отрасли и перспективам. Как уже говорилось, Россия в этом плане далеко не лидер, потому что:

  • у авторов, размещающих проекты, культура общения развита не на достаточном уровне. Многие ленятся прочесть даже рекомендации к составлению заявки, надеясь, что опубликовав 3 «гениальные» строчки, миллионы посыплются, как из рога изобилия;
  • не развитая журналистская поддержка;
  • подорванное доверие: у нас любой сбор средств привыкли ассоциировать с мошенничеством или МММ;
  • на западе преобразования в данной отрасли пришлись на предкризисный период 2008 года. В России впервые об этом задумались в 2012-2013 г.г.

В финале – экспертный прогноз, а он довольно позитивный. Ускорить процесс внедрения краудфандинга на российский рынок могла бы усиленная медиа-поддержка и создание законодательной базы – все с подачи и при поддержке федеральных властей. Конечно, не обойтись без народа. Аналитики реально полагают, что в ближайшем будущем именно краудфандинг станет основным способом финансирования множества проектов инновационного, социального и креативного плана. Платформу для этого будут готовить максимум в течение 3-х ближайших лет, да и следовало бы поторопиться, чтобы снова не опоздать, ведь буквально лет через 5 краудфандинг за рубежом станет уже другим.

Очень ждем ваши отзывы, репосты и комментарии, спасибо.

  • Nikita

    Хорошее дело этот Краудфандинг, полезное.